Советы для тех, кто готовится к собеседованию
Прежде всего избавьтесь от типичных заблуждений. Вы заблуждаетесь, если считаете:
- что наиболее частая причина отказов на собеседовании — это недостаток опыта и квалификации.
Некоторые исследования показывают, что первое место занимает причина «жалкий внешний вид». Такая причина, как «недостаток знаний и опыта» лишь на 29-ом месте!
- что воспитанный человек должен постучаться в дверь кабинета работодателя прежде, чем войти.
Тот, кто стучится в дверь, невольно демонстрирует свою неуверенность и незнание норм делового этикета. Вы переносите нормы бытового этикета на деловое общение. Уверенно открывайте нужную дверь, осмотритесь, и четко сформулируйте цель своего визита.
- что к собеседованию нельзя подготовится, так как нельзя предсказать вопросы, которые Вам будут заданы на собеседовании.
Большинство вопросов, которые Вам зададут, стандартны, их можно предвидеть, и к ответам на них можно заранее подготовиться.
- что на собеседовании следует лишь отвечать на вопросы, а не задавать их самому.
Дельные вопросы, заданные Вами, для многих работодателей не менее важны, чем Ваши ответы. Заготовьте заранее вопросы о перспективах профессионального роста, о своих служебных обязанностях, технологиях, оборудовании, которые Вам придется осваивать.
- что нужно подробно отвечать на все вопросы работодателя.
Есть запретные темы, от обсуждения которых Вы можете вежливо уклониться или ограничиться ответами «да» и «нет». Можно уклониться от ответов на вопросы о планах относительно рождения детей, о материальных трудностях, о проблемах со здоровьем, о религиозных и политических взглядах.
- что можно понравиться новому руководителю, если негативно высказаться о предыдущем месте работы, о бывшем руководителе или бывшем коллективе.
Воздержитесь от подобных высказываний, даже если вам действительно пришлось пережить неприятности, которые привели к увольнению, и в вас все еще «кипит» обида. Это вообще «запретная» тема, на которую вы не должны распространяться, даже если Вас об этом попросят. Вас сразу же могут заподозрить как человека неуживчивого и нелояльного.
Наиболее частыми причинами отказа в приеме на работу являются:
- небрежный внешний вид;
- агрессивная манера общения, демонстрация превосходства;
- неспособность ясно выражать свои мысли, недостатки речи, плохая дикция, грамматические ошибки;
- отсутствие личных планов служебной карьеры и четких целей, пассивность и индифферентность;
- неуверенность в себе, демонстрация неловкости, нервозности;
- нежелание начинать работу с младших должностей, невысокой зарплаты, намерение получить сразу слишком много льгот;
- чрезмерное внимание к денежному вознаграждению, заинтересованность только в получении материальных благ;
- увиливание от прямого ответа, неискренность;
- плохие отзывы об организации и руководстве с прежнего места работы;
- непонимание или игнорирование общепринятых правил поведения, бестактность, неумение держать дистанцию;
Прежде всего необходимо явиться на собеседование в точно назначенное время. Оденьтесь соответствующим образом. Мужчине следует иметь галстук и пиджак. Женщины могут надеть брюки, если они не носят юбок. Внешний вид должен быть цивилизованным и ухоженным, не назойливым. Не надевайте непривычную для Вас одежду: кто чувствует себя дискомфортно в выбранной одежде, не может произвести хорошее впечатление.
Беседуя с работодателем:
Будьте естественны. Ваше поведение не должно быть заученным, несоответствующим ситуации и вашему характеру. Эта неестественность будет заметна и вызовет к Вам недоверие.
Будьте активны. Не забывайте, что вы тоже нуждаетесь в информации о будущей работе и о предприятии. Подготовьте заранее вопросы, которые вы хотели бы задать. Можно записать их для себя, так как, волнуясь, Вы можете забыть часть из них. Спрашивать вы можете обо всем, что вам кажется важным. Но имейте в виду, что вопросы, касающиеся рабочего времени, различных льгот и отпуска, не нужно ставить на первый план. Лучше задать их в конце беседы.
Будьте открыты и доброжелательны. Оказывайте работодателю общепринятые знаки внимания. Не забудьте поприветствовать своего собеседника и во время беседы обращайтесь к нему по имени — отчеству. Положительное высказывание в адрес фирмы-работодателя также будет хорошо воспринято. Не забывайте в процессе беседы время от времени доброжелательно смотреть на собеседника.